Конгресс в публикациях СМИ
Конгресс в лицах
Благотворительность

Стратегия развития еврейской общины России

Принята на 2002-2007 гг. Конференцией руководителей еврейских организаций России и Российским еврейским конгрессом

Задачами Российского еврейского конгресса являются:

I. Укрепление инфраструктуры еврейской общины России;
II. Укрепление связей еврейской общины страны с Государством Израиль;
III. Укрепление связей еврейской общины страны с мировой еврейской диаспорой, в первую очередь русскоязычными еврейскими общинами
.

На постсоветском пространстве наиболее значительная еврейская община - община России. Крупнейшие общины русскоязычного еврейства помимо России: Израиль, США, Украина. Крупные - Германия, Канада, Белоруссия, Молдова, Казахстан, Узбекистан. Средние - Азербайджан, Грузия, Австралия, Латвия, Литва, Эстония, Киргизия, Австрия.

В России около половины евреев живут в Москве, занимающей уникальное место в русскоязычном еврейском мире по концентрации финансовых, политических и интеллектуальных ресурсов. От четверти до трети - в Санкт-Петербурге. Подавляющее большинство оставшихся - в крупных индустриальных центрах Урала, Поволжья и Сибири. В этих городах число евреев стабильно и наблюдается приток иммигрантов из республик бывшего СССР и зон нестабильности самой России: политической (Северный Кавказ) и экономической (Центр и Север европейской части России, Восточная Сибирь, Дальний Восток), а в Москве - также из Израиля, США и Германии.

Оценки численности еврейского населения России варьируются от нескольких сотен тысяч до 3 млн. человек. Либеральные критерии, принятые в самой России, позволяют ее лидерам оценивать минимальные размеры общины в 1,3-1,5 млн. человек.

Самоидентификация русских евреев - национальная, а не религиозная. Абсолютное большинство ведет светский образ жизни, иудаизм в России - не ежедневная практика, а часть национального наследия. Русскоязычные евреи переживают постассимиляционный период, потомки смешанных браков все в большей мере ощущают себя частью еврейского народа. В то же время традиционные институты и образ жизни русских евреев в России и за ее пределами испытывают значительное давление, в т.ч. политическое, со стороны зарубежной еврейской ортодоксии.

Политика государственного антисемитизма и антисионизма, в течение десятилетий практиковавшаяся в СССР, стала источником повышенной национальной мотивации во всех сферах еврейской жизни - алие, эмиграции и строительстве общины, как реакции на притеснения. В России в постсоветский период эта мотивация реализована общиной и ее лидерами, однако этот ресурс будет исчерпан в 2020-2030 гг., когда из активной деловой и общественной жизни уйдет поколение, сформировавшееся в СССР. Создание инфраструктуры еврейской общины России как основы для формирования национальной мотивации подрастающих поколений на новой основе должно быть завершено до этого времени.

Основные направления деятельности РЕК для выполнения поставленных перед организацией задач:

I. Укрепление инфраструктуры еврейской общины России

Стратегическое планирование

- В настоящее время тактическое планирование осуществляется самостоятельно по тем или иным направлениям различными еврейскими организациями и структурами, главные из которых - "Джойнт", "Еврейское Агентство", "Натив", ОРТ, ХАБАД. Стратегическое планирование развития еврейской общины России проводит РЕК, привлекая к нему с 2002 г. как указанные выше, так и ряд других организаций и структур.

Необходимо: Провести в 2002-2005 гг. исследование ЕНЦ РАН "Русские евреи - вчера, сегодня, завтра" для выявления полной картины текущего состояния еврейских общин в 60 городах России и Украины, где сосредоточено основное еврейское население этих стран. Провести в 2003 г. в Москве конференцию "Стратегия развития еврейской общины России", на которой руководители еврейских организаций и лидеры общин определят основные направления, по которым будет развиваться русскоязычный еврейский мир в следующие 10 лет. Составить на их основе программу развития еврейской общины России, обсудить и принять ее на IV съезде РЕК в 2003 г. В дальнейшем корректировать: тактические вопросы - каждые 2 года, стратегию - каждые 5 лет.

Создание общинной инфраструктуры

- Единая еврейская община России, возникшая в 1989 г. на базе Ваада, в настоящий момент не существует. На территории страны действует ряд зарубежных и местных организаций, светских и религиозных, создавших собственные или контролируемые структуры, зачастую конкурирующие (особенно в религиозной сфере). Финансовое доминирование зарубежных организаций ("Джойнт", "Еврейское Агентство", ХАБАД) над местными общинами и организациями в ряде случаев ведет к вытеснению местных программ за счет программ спонсоров и ставит существование российской общины в зависимость от притока средств из-за рубежа.

Необходимо: В 2002-2007 гг. приступить к формированию в городах российской провинции системы федераций по образцу США, включая организацию финансирования местных программ за счет сбора средств членами общины и местными филантропами. В 2002-2003 гг. создать общее информационное поле еврейской общины России, в т.ч. с использованием электронных СМИ. Развивать Интернет-программы на базе "Всемирной еврейской русскоязычной общины". В сотрудничестве с "Джойнтом", "Еврейским Агентством" и другими зарубежными структурами, работающими в России, привлекать средства мировой диаспоры к местным программам на условиях долевого финансирования с РЕК, поддерживать те из инициированных ими проектов, которые поддерживаются местными организациями и общинами. До 2007 г. ввести в строй капитальные проекты общины в Москве (кампус Еврейского университета, общинный комплекс "На Горке" у Большой Хоральной синагоги, детско-юношеский спортивный центр "Маккаби"). Вводить в строй общинные центры в провинциальных центрах по казанской модели (синагога, как часть общинного центра).

Социальные программы

- В их число входят: благотворительные столовые, центры для престарелых ("Хеседы"), патронажные программы, выдача продуктов и лекарств нуждающимся, финансируемые "Джойнтом", РЕК, отдельными местными филантропами, зарубежными благотворительными фондами и религиозными организациями.

Необходимо: Завершить к 2004 г. формирование общероссийской системы (в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге), объединив программы "Джойнта" и местных организаций на основании единых критериев. Создать из российских бизнесменов попечительские советы благотворительных структур, способные финансировать их за счет местных ресурсов.

Наследие Холокоста и Второй Мировой войны

- РЕК финансирует созданный им Мемориал памяти жертв Холокоста и единственный на территории бывшего СССР музей Холокоста в Москве. Конгресс инициировал проведение в школах России "Уроков Холокоста" как базовой программы развития толерантности и поддержал программы фонда "Ковчег" по публикации уникальных документов из хранящихся в России архивов Третьего Рейха. РЕК выплачивает пенсии живущим в России "Праведникам народов мира" и поддерживает организации узников гетто и концлагерей и ветеранов Второй мировой войны.

Необходимо: Завершить к 2007 г. обустройство мемориалов на местах захоронений жертв массовых казней евреев на территории России, оккупированной Германией. Составить и издать "Энциклопедию Холокоста". Организовать совместное финансирование российских программ, связанных с наследием Холокоста ("Уроки Холокоста", программа "Толерантность" и др.), с "Клэймс Конференс" и другими международными организациями.

Дошкольное образование

- Немногочисленные детские сады работают почти исключительно на базе религиозных общин.

Необходимо: Создать систему светских еврейских детских садов высокого уровня в крупных городах. Поддержать исследования Еврейского университета в Москве и Петербургского института иудаики по еврейскому детскому саду в России.

Школы

- Доминирующие в России религиозные школы (система "Ор-Авнер" и др.) мало посещаемы из-за недостаточно высокого уровня общего образования. Система школ ОРТ дает образование приемлемого для России уровня, но число их невелико. Подавляющее большинство еврейских учащихся посещает общегосударственные школы высшего уровня. Одна из главных проблем еврейских школ России - использование значительного числа израильских преподавателей и разработанных израильскими министерствами и ведомствами программ, не адаптированных к российским условиям преподавания. Как следствие, финансовые вложения в систему еврейских школ в России малоэффективны (за исключением школ ОРТ).

Необходимо: Создать систему светского еврейского школьного образования высшего уровня в крупных индустриальных центрах. В качестве ее основы использовать школы ОРТ. Создать систему преподавания иудаики в общегосударственных специализированных школах высшего уровня с большой численностью еврейских учащихся. Организовать до 2005 г. на базе Еврейского университета в Москве и Петербургского института иудаики в координации с Еврейским университетом в Иерусалиме и Министерством образования Израиля подготовку местных преподавателей и программ для еврейских школ, в т.ч. российской провинции и бывших советских республик, для замены израильских преподавателей и действующих программ. Разработать в 2003-2004 гг. концепцию системы русско-еврейских специализированных школ высшего уровня с углубленным изучением русского, английского и иврита для России, постсоветских республик, США, Канады, Германии.

Высшее образование и наука

- В Москве, Санкт-Петербурге и Казани Российским еврейским конгрессом выстроена и финансируется из местных источников (при участии американских филантропов и международных фондов) единая система еврейского высшего светского образования и академических проектов, тесно связанная с израильской академической системой через российские программы Еврейского университета в Иерусалиме. Эта система - ключевое звено в вовлечении в общину еврейской молодежи, подготовки общинных кадров и программ, налаживании долгосрочного российско-израильского сотрудничества, в настоящее время лимитирована отсутствием необходимых для ее развития помещений.

Необходимо: Построить в Москве к 2006-2007 гг. кампус на 1000 студентов и 300 преподавателей под общей организационной крышей, включающий: трехгодичный лицей, школу художественных ремесел и реставрации, школу искусств, школу международной экономики, ЕУМ, Центр иудаики и еврейской цивилизации ("Центр Чейза"), факультет иностранных языков (на базе факультета иудаики Академии им.Маймонида), факультет гуманитарных исследований, центр изучения сложных систем, библиотечный и музейно-выставочный комплексы, молодежный клуб, общемосковский студенческий центр (включающий "Гиллель"), центры подготовки учителей еврейских школ СНГ и дополнительного образования, издательство. Инициировать программы в области академической иудаики и израилеведения в университетах юга европейской части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Развивать сотрудничество с вузами Израиля, наладить аналогичную систему в отношении университетов США.

Молодежные программы

- Наряду с высшим светским образованием являются основным инструментом вовлечения молодого поколения в еврейскую жизнь. В настоящее время действуют в области спорта ("Маккаби"), через молодежные клубы и "Гиллель". Проблемой последнего является его закрытость и уровень программ, подготавливаемых в Израиле. С 2002 г. РЕК инициировал ряд программ ("Открытая дискотека" и др.), рассчитанных на вовлечение в жизнь общины молодого поколения еврейской интеллектуальной элиты, составляющей большинство евреев России.

Необходимо: До 2007 г. ввести в строй детско-юношеский спортивный центр "Маккаби-Москва". Поддержать систему "Гиллеля" с опорой на местные инициативы в сфере программ. Создать сеть еврейских молодежных клубов в основных вузах Москвы, Санкт-Петербурга и крупных индустриальных центрах. Ориентировать молодежные программы на высокий уровень, необходимый для привлечения элиты.

Информационная политика

- На территории страны рядом отечественных и зарубежных организаций, в первую очередь религиозных, выпускается ряд газет и журналов, популярных в основном у пенсионеров. Русскоязычные еврейские Интернет-порталы разнообразны и отличаются высоким уровнем качества информации. В Россию поступает через зарубежные и отечественные электронные русскоязычные СМИ полная информация о событиях, происходящих в Израиле и общинах диаспоры.

Необходимо: В 2002 г. начать выпуск светской популярной еврейской газеты высокого качества, рассчитанной на интеллектуальную, деловую и политическую элиту общины и страны. Развивать еврейские электронные СМИ. Наладить поступление объективной информации о российской еврейской общине на Запад в постоянном режиме. Наладить работу с радио, телевидением и нееврейскими печатными и электронными СМИ. Организовать подготовку журналистов для еврейских СМИ.

Антидиффамация

- В России активно действует ряд объединений скинхедов и фашистов различного толка, открыто издается и распространяется расистская и антисемитская литература, в т.ч. периодика. Бытовой антисемитизм распространен широко, открыто его проявляет около 20% населения, в т.ч. активно - 5-6% населения. Государственный антисемитизм советского типа не практикуется. На местном уровне проявления его встречаются у представителей властей и истеблишмента, в основном политически ориентированных на КПРФ и ЛДПР. Правоохранительные органы, в первую очередь прокуратура, и Русская православная церковь пассивны в борьбе с антисемитизмом, ряд представителей их руководства ему сочувствует. Уровень ксенофобии в России велик, однако в настоящее время она направлена на выходцев с Кавказа и иностранцев, в первую очередь из стран Африки и Азии, а уже затем - на евреев. В связи с этим еврейская община страны в борьбе с антисемитизмом пассивна, не ощущая реальной физической опасности на личном уровне. Объектами нападений антисемитов являются еврейские кладбища, синагоги, школы, на личном уровне - евреи-ортодоксы.

Необходимо: Распространить в 2002-2003 гг. систему охраны синагог Москвы на прочие еврейские объекты столицы. Провести работу по ее внедрению в крупных еврейских общинах России. Развивать программы толерантности в средних школах и вузах. В рамках межконфессионального диалога вести совместно с иерархами РПЦ, лидерами других христианских общин России, объединений мусульман и буддистов борьбу с ксенофобией. Продолжить совместную работу с правоохранительными органами и национальными СМИ по выявлению и пресечению деятельности фашистских и других радикальных группировок, распространяющих расизм и антисемитизм.

Культура

- Значительное число театральных представлений, концертов, выставок, музейных экспозиций, кружков народных ремесел, активное проведение еврейских праздников и фестивалей, издательская деятельность создают общий фон еврейской культурной жизни.

Необходимо: В 2002 г. скоординировать деятельность в области развития еврейской культуры основных еврейских организаций, действующих в России. До 2007 г. создать в Москве Еврейский музей. В 2002-2003 гг. организовать финансирование издания еврейских книг (издательство "Гешарим" и др.) в долевом финансировании с "Джойнтом", другими зарубежными фондами и филантропами. В 2002-2005 гг. ввести совместно с "Джойнтом" в строй еврейские культурные центры в Санкт-Петербурге и Москве (проект "На Горке"). Организовать подготовку кадров для еврейских театров и музыкальных коллективов. Наладить к 2005 г. выпуск телепрограмм, посвященных еврейской истории, культуре, современной жизни диаспоры и Государства Израиль.

Религиозная жизнь

- В настоящее время в России действует около 60 раввинов и выпускников ортодоксальных иешив, в т.ч. свыше 30 приверженцев движения ХАБАД (свыше 20 из их числа - члены ФЕОР), более 20 ортодоксальных (движение КЕРООР), 2 реформистских (движение ОРОСИР). Абсолютное большинство из них - иностранцы. Российское гражданство имеют 3 московских раввина. Реформистские, ортодоксальные раввины и часть раввинов ХАБАД (т.н. "русский ХАБАД") придерживаются позиции плюрализма и сотрудничают в рамках РЕК, КЕРООР и ОРОСИР. ФЕОР, расширяя сферу своего влияния, ведет активную наступательную политику.

Необходимо: Создать в еврейской религиозной жизни России атмосферу плюрализма. Пресечь практику использования одними еврейскими общинами российских властей и нееврейских СМИ против других еврейских общин и организаций. Организовать до 2007 г. подготовку высококвалифицированных местных раввинских кадров для замещения иностранных раввинов.

Отношения с российскими властями

- Эволюционируют от уровня активного противостояния с советских времен к конструктивному сотрудничеству.

Необходимо: В 2002-2003 гг. завершить процесс воссоздания механизмов конструктивного сотрудничества с российскими властями на общегосударственном и местном уровнях. Основные направления сотрудничества:

- развитие общинной социальной инфраструктуры, системы образования, поддержка академической науки, учреждений культуры, спорта как части общегосударственной системы, адресная поддержка проектов национального значения;
- масштабная поддержка интеграции России в мировое экономическое и политическое сообщество как равного партнера ведущих мировых держав.

II. Укрепление связей еврейской общины страны с Государством Израиль

- Отношения с Израилем являются приоритетными для еврейской общины России. В  настоящее время в России "Еврейским Агентством" и ведомствами Государства Израиль налажен процесс алии. РЕК проводит акции солидарности с народом Израиля, политическое лоббирование интересов Израиля, собирает средства для израильских жертв террора, создает российские общества друзей израильских университетов и медицинских центров, поддерживает израильские академические и культурные связи с Россией, развивает систему двусторонних экономических и политических отношений.

Необходимо: В 2002-2007 гг. усилить работу по укреплению российско-израильских связей с выходом в перспективе на уровень американо-израильских отношений. Наладить партнерские отношения еврейской общины России с организациями и ведомствами Государства Израиль.

III. Укрепление связей еврейской общины страны с мировой еврейской диаспорой, в первую очередь русскоязычными еврейскими общинами.

- Отношения с еврейским миром до 1996 г. (создание РЕК) строились по модели "патрон-клиент". В настоящее время выстраивается модель партнерства. Основные приоритеты российского еврейства в области связей с мировой диаспорой - США, Германия, общины бывших советских республик, прочие общины дальнего зарубежья (Канада, Австралия и др.). Активную роль в формировании мировой общности русскоязычных евреев играет Интернет ("Всемирная еврейская община").

Необходимо: К 2005 г. создать в координации с еврейской общиной Германии Еврейский университет в Берлине на базе Еврейского университета в Москве, Еврейского университета в Иерусалиме, ведущих российских и немецких государственных университетов и научно-исследовательских центров. Активизировать деятельность "Всемирной русскоязычной еврейской общины".

Сформировать в 2002-2003 гг. стратегию развития русского еврейства, инициировать и развить необходимые для этого проекты. Наладить систему информационного обмена и координации деятельности лидеров, активистов и профессионалов русскоязычных общин и организаций мировой диаспоры.

Rambler's Top100