Конгресс в публикациях СМИ
Конгресс в лицах

Илья Авербух: «В начале этого сезона ставок на Липницкую никто не делал»

12.02.2014

Дебютантка Сочи Юлия Липницкая стала одной из самых юных олимпийских чемпионок за историю фигурного катания. Выступление Юлии Липницкой в произвольной программе в командных соревнованиях на Олимпиаде в Сочи 2014 произвело фурор. Ее катание было технически безупречным, эффектным и очень эмоциональным. Юля выступала под знаменитый саундтрек к оскароносному фильму «Список Шиндлера «, а ее танец отражал сочетание трагизма, достоинства и несгибаемой воли. Костюм фигуристки отсылал к знаменитому красному пальто девочки-ангела, являвшегося главному герою фильма в самые трагические моменты.

Илья Авербух, тренер, серебряный призер Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, чемпион мира 2002 года:

Сейчас, когда мы уже знаем, что Юля Липницкая стала Олимпийской чемпионкой в командном зачете, все это воспринимается как само собой разумеющееся. А ведь в начале прошлого сезона на Юлю никто ставок особо не делал. Он прошел для нее крайне неудачно, она проиграла многим своим соперницам, да и в этот сезон она входила совсем не так успешно. Когда мне позвонила ее тренер Этери Тутберидзе и попросила помочь с постановкой программы, никто и предположить не мог, что нам удастся создать нечто выдающееся. Мы не ожидали, что получится такая программа, после которой весь зал будет вставать. Мы начали работать летом и сделали все достаточно быстро. Музыку для этой программы предложила сама Юля. Как я слышал от Этери, она до меня обращалась с просьбой придумать программу ко многим тренерам, но каждый раз все сводилось к простому катанию под музыку, а это не устраивало ни тренера, ни спортсменку. Когда мы приступили к работе, мне удалось осмысленно выстроить те движения, которые я ей предложил, и в итоге программа сложилась, причем как короткая, так и произвольная.

В короткой программе мы специально использовали серьезную музыку композитора Марка Минкова «Не отрекаются любя», чтобы Юлин подростковый возраст не бросался в глаза. Мы понимали, что ей придется бороться со взрослыми спортсменками, и очень не хотелось, чтобы зрители ее воспринимали как маленького ребенка. При этом внутри программы, в хореографии я старался сохранить Юлину легкость, открытость, мечту.

Инструментальная версия композиции «Не отрекаются любя « для российского зрителя, который знает слова этой песни, наверняка показалась не очень точным решением, ведь мы привыкли воспринимать эту мелодию как взрослую. Я же подошел к этому вопросу иначе. Я рассчитывал, что иностранцы не знают слов этой песни, они просто услышат красивую музыку. И, кроме того, «не отрекаются любя» может относиться и к большой юной любви. Поэтому в начале номера Юля рисует на льду свою мечту - любовь молодой девушки, потом идет дождь, слышны раскаты грома и вода смывает ее рисунок. Она рассказывает нам в танце о своей мечте, о том, как она к ней стремится, о своей любви. В конце номера выходит солнце, и Юля рисует сердце, которое дарит всем нам. Эта короткая программа, но мне удалось в нее вложить мое понимание этих замечательных стихов и при этом сохранить Юлину непосредственность.

Произвольной программой и музыкой из «Списка Шиндлера» я хотел показать, как девочка уходит от нас в никуда, навстречу своей смерти. Потом Юля оборачивается и бежит, не понимая, что и бежать уже некуда. Она катает этот танец проникновенно, внутренне наполненно, рассказывая о том, как ей хочется жить. Юля делает несколько шагов навстречу смерти, оборачивается, оглядывается на этот мир с желанием, чтобы о ней помнили. 

Юля не еврейка, это был просто танец и ничего другого. Музыку из фильма «Список Шиндлера « мне предложила сама Юля, она ее чувствовала, но до конца не понимала смысла. Честно говоря, она на тот момент даже не смотрела фильм. Я не хотел подходить к постановке этого танца стандартно, не хотел заламывания рук, нарочитых страданий. Мне важно было поставить в танце тихий приглушенный рассказ девушки о самой себе, о своем стремлении жить.

Идея костюма для меня тоже была очевидной. Я с самого начала предложил пальто, так как понимал, что этот танец нельзя катать в стандартной юбочке. Художник по костюмам поняла мою мысль и нарисовала эскиз, ведь это очевидно, что стандартное платье для фигурного катания смотрелось бы неуместно.


Интервью подготовила Марина Хилькевич

Rambler's Top100