По следам исчезнувшей цивилизации

Еврейская Польша: взгляд из 21 века

Летом этого года Министерство иностранных дел и Посольство Республики Польша в Москве организовали поездку по еврейским местам Польши для представителей российских еврейских организаций, включая Российский еврейский конгресс (РЕК).

РЕК тесно сотрудничает с польским посольством на протяжении нескольких лет: открываются совместные выставки, проводятся мероприятия. Так, в конце июня этого года в Мемориальной Синагоге на Поклонной горе прошел семинар на тему "Польско-еврейские отношения в ХХ-м веке". Эта тема и стала лейтмотивом поездки по Польше.

Идея такой поездки уже давно витала в воздухе и реализация оказалась превосходной - в программу были включены наиболее яркие и интересные места.

Варшава, Краков, Прикарпатье – в довоенный период здесь проживало множество евреев. На сегодняшний день еврейское население в Польше малочисленно, тем не менее местные власти стараются сохранить память об исчезнувшей в пламени Холокоста еврейской цивилизации. Старинные синагоги, мемориальные памятники, еврейские кладбища, музеи – все это органично вписано в городские пейзажи.

Наше знакомство с историей и культурой польских евреев началось в Кракове, одном из старейших и красивейших городов Европы с богатой на события историей. Здания из красного кирпича, брусчатка, узкие улочки, прекрасные церкви - все как обычно, как в любом другом городе Европы, только с местным польским колоритом. Один из районов старого города носит название Казимеж, до начала XIX века он был самостоятельным еврейским кварталом. Евреи жили здесь после получения в 1495 году Краковом "жалованной грамоты" (привилеи), где описывались условия поселения евреев, их обязанности и права. В Казимеже сохранились синагоги, небольшое Старое еврейское кладбище, а уже в новые времена были открыты рестораны и отели с громкими еврейскими названиями, сувенирные лавки, веранды.

На лавочке рядом с Синагогой пожилой мужчина читает газету, из приоткрытой двери выглядывает охранник, дамы неопределенного возраста внимательно рассматриваю карту, мимо неспешно едет кабриолет, музыканты в черных шляпах настраивают инструменты. Тихая спокойная летняя жизнь выглядит естественно и нет ощущения фарса, как это часто бывает во многих европейских городах. Мы посетили расположенный здесь же Институт Иудаики Ягеллонского университета - один из крупнейших центров по изучению истории евреев Польши, где за лёгким угощением поговорили о польской иудаике, экспедициях, новых планах и идеях.

Тут же, в Казимеже работает и популярный сегодня музей, напрямую связанный с жизнью евреев в городе - «Фабрика Шиндлера», открытый в 2010 году в здании офиса бывший фабрики Оскара Шиндлера. Многих посетителей такое название музея вводит в заблуждение. Они ожидают увидеть то, что имело прямое отношение к Оскару Шиндлеру, услышать подробности его биографии. Но здесь рассказывают немного другую историю. И сразу предупреждают: «Да, в этом здании находился офис Оскара Шиндлера. Да, здесь есть его кабинет, и мы вам покажем его. И, да, само здание фабрики сохранилось, его вы тоже увидите. Теперь там находится Музей современного искусства. Но основная выставка посвящена жизни жителей Кракова во время оккупации». Экскурсия начинается. Переходя из одного зала в другой, кажется, что идешь по городу. Кажется, что живешь в этом городе и идёшь по его улицам, где на столбах висят нацистские пропагандистские плакаты, в лицо прилетает обрывок газеты с готическими буквами, садишься в трамвай и в окно видишь, как мужчины маршируют на улице и что-то кричат по-немецки. Доезжаешь до парикмахерской, садишься в кресло, и пока тебе делают модную прическу, говоришь тихо-тихо о делах. Важно, чтобы тихо. О каких именно? Да о том, как найти возможность укрыть или укрыться, скрыть или скрыться. А после парикмахерской, проходя через парк, мельком видишь кадры хроник. Заходишь в дом, поднимаешься по лестнице, открываешь хлипкую дверь. Может это дом твоего товарища, а может быть и твой. Кто знает? Достаешь почти пустую банку с крупой из шкафа и молишься, чтобы в случае прихода нацистских солдат никто не заметил, что в шкафу тайник. Для оружия, для людей.

Выходишь на улицу, идешь по гравию, спотыкаешься. Слева стена, справа ограждение с колючей проволокой, а дальше лица. Молодые, жизнерадостные, красивые мужчины. И голос экскурсовода, который говорит, что это фото немецких преступников. Дверь открыта… Выходишь на улицу и через пару шагов вход в Музей современного искусства – ту самую фабрику по изготовлению посуды

И разговор уже о другом, о том, как устроен музей, как долго собирали материалы, кто был дизайнером и прочее, и прочее. А пыль то на ботинках осталась, и та девочка в красном пальто из фильма прямо перед тобой.

Далее направляемся в сторону города Освенцим. Местные жители не любят, когда территорию всем известного концлагеря, а сейчас музея, называют Освенцим. Предпочтительней Аушвиц. Освенцим – это город с его нынешними жителями, заботами и проблемами. Аушвиц и Биркенау – это совсем другое, не имеющее отношения к жизни.

Большие ворота, бараки из красного кирпича стоят пугающе ровными рядами.

Гид рассказывает одну большую историю. Историю без счастливого финала, без начала и конца. Несмотря на многочисленные группы, которые заходят вслед за экскурсоводом в бараки, переходят из одной комнаты в другую, идут по той дорожке, по которой немецкие врачи отправляли вновь прибывших в «душ». Очень тихо. Нет гула или шума, все как будто под гипнозом. И даже зелень травы и голубизна летнего неба с обжигающими лучами солнца не могут вывести из состояния удушья.

Сотрудники музейного комплекса проводят огромную работу по сохранению памяти. И видно, насколько это важно и значимо для них.

Cледующая точка нашего маршрута - музей в небольшом населенном пункте Маркова, музей семьи Ульмов. В 1995 году им было присвоено звание «Праведников Народов Мира». Во время войны эта польская семья укрывала в своем небольшом доме три еврейские семьи. Сами Ульмы были фермерами, занимались хозяйством, разводили пчел. Спокойная размеренная жизнь со своими проблемами, заботами и тяготами. И как пишут в больших романах, «в один прекрасный момент» на них донесли. Финал их жизни сразу же определился. Все обитатели небольшого довольно скромного жилища были расстреляны.

Музей был открыт в 2016 году. Современное здание. Выигрышное местоположение. Не на том самом месте, где был дом, но рядом. Дома местных тут же. Картошка давно отцвела, завязывалась фасоль, яркие цветы тянутся к солнцу. И пчелы деловито жужжат, наполняя улей сладким мёдом…

Экспозиционный зал в виде треугольника. Начинается рассказ. Про Прикарпатье, евреев, которые населяли эту землю, про их жизнь, быт. Следуем за гидом и его рассказом, попутно рассматриваем фотографии, листаем книги и упираемся в темный угол – треугольник, помните? Стены - черные. Это важно. Фашисты уже хозяйничают на этой территории, и не первый год – рассказ экскурсовода. Немного поворачиваемся и следуем по другой стороне треугольного здания. В сторону выхода. Туда, где вход, окно, улица, свет.

В центре небольшие комнатки, которые воспроизводят в реальных размерах дом семьи Ульмов. Зашли 6 человек: кто-то прошел к столу и рассматривает фотографии детей, кто-то смотрит книги в шкафу, кто-то не успев зайти уже вышел в «прихожку», потому что тесновато в комнате семейства Ульмов. У супругов было шестеро детей. На чердаке же проживало еще восемь. После доноса дом опустел. Тела были извлечены и похоронены согласно традициям уже в послевоенные годы

Из Маркова отправляемся в городок Ланьцут. Здесь прекрасная синагога. Заходим в здание. Нас встречает смотритель, пожилой мужчина с приветливой и доброй улыбкой. Слева у большой стены стоят мацевы, которые были собраны с разрушенных нацистами еврейских кладбищ Ланьцута. Справа располагается маленькая молитвенная комната. Здесь часто бывал Цадик из Люблина - Яков Ицхак Горовиц с хасидами для молитвы. Комната использовалась для встреч кагала и раввинского суда. Для многих это значимое место. Наш провожатый с явным удовольствием рассказывает и о цадике, и о тех, кто сюда заходит сейчас. Здесь есть еще одна большая дверь, которую никто не заметил, а заметив, сразу же забыл бы. Смотритель продолжает свой рассказ и в это же время распахивает запертую дверь. Вот та самая Синагога. Дух действительно захватило. И от неожиданности, и от красоты. И от неожиданности такой красоты. Сюда стоит приехать хотя бы только за тем, чтобы перед вами так мастерски распахнули дверь.

Из Прикарпатского воеводства отправляемся в Варшаву. От довоенной столицы мало что осталось. Город был практически полностью уничтожен во время войны, а затем восстановлен по старым чертежам и планам. Здесь мы направляемся в синагогу Залмана и Ривки Ножик, единственную сохранившуюся во время Второй Мировой. Во время войны немцы использовали ее как конюшню, и, отступая, не успели взорвать или сжечь.

Следующий пункт экскурсии - музей ПОЛИН, Музей истории польских евреев, открытый для посещения в 2014 году. Располагается он на территории бывшего Варшавского гетто, что очень символично, и это монументальное здание со множеством экспозиционных залов.

Поездка произвела на всех участников неизгладимое впечатление. Мы своими глазами увидели, насколько масштабным и влиятельным было еврейское присутствие в Польше, какой вклад жившие здесь евреи внесли в историю и развитие страны. И как всего за четыре года по воле бесноватых нацистов из соседней страны были уничтожены миллионы ни в чём не повинных людей. Понять масштаб трагедии, ощутить его эмоционально нам помогли прекрасные польские гиды, знающие и понимающие свое дело, дорожащие памятью жертв Холокоста и тех евреев, что спаслись, но перестали быть поляками в Израиле, Америке и России. То, что польская земля и ее жители хранят память о своих прежних соседях, распространяют знание и поддерживают всеми силами то, что осталось - прочный фундамент сегодняшних толерантных отношений поляков и евреев.